Главная  →  Статьи  →  Про покаяние
Про покаяние

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего… Хвала Всевышнему Аллаху… Мир и благословение Его Посланнику Мухаммаду…

وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعاً أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О, верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете». (Нур, 24/31).

Хвала Всевышнему Аллаху, который создал этот мир и бесчисленные блага.

Дорогие и уважаемые братья и сёстры!

Пусть будет мир и прощение любимцу Всевышнего Аллаха Мухаммаду (саляллаху алейхи ва саллям), который вывел человечество из тьмы и направил на путь истинный, тот который поспел на помощь тем, с кем поступили несправедливо, истинный основатель цивилизации и единственный спаситель человечества. Пусть будет мир и прощение семейству Пророка (саляллаху алейхи ва саллям), всем его сподвижникам, соратникам и всем тем, кто до наших дней следует по его пути.

Всем известно, что человек со своими недостатками, явными или же скрытыми, не может поклоняться в полной мере и быть истинным рабом Всевышнего. Лишь ангелы далеки от грехов, беспрекословно выполняют приказы Всевышнего Аллаха. Причина того, что люди подвластны грехам в том, что человек всё время находится в состоянии сражения с такими существами как нафс-аммара (эго) и шайтан.

Дорогие мусульмане!

Нафс всё время будет приказывать человеку только плохое. В этом вопросе даже пророк Юсуф (алейхиссаллям), когда хотел объяснить, что не он сделал, то что ему приписывали, сказал:

«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия» (Юсуф, 53/12). Этими словами он хотел сказать, что в природе человека есть склонность к дурному и порицаемому. Всевышний Аллах раскрыл это в суре Юсуф.

Друг нафса шайтан преследует те же цели, в Благородном Куръане сказано, что шайтан является вашим открытым врагом:

أَلَمْ أَعْهَدْ إِلَيْكُمْ يَا بَنِي آدَمَ أَن لَّا تَعْبُدُوا الشَّيْطَانَ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ. وَأَنْ اعْبُدُونِي هَذَا صِرَاطٌ مُّسْتَقِيمٌ

«Не наказывал ли Я вам, о сыны Адама, не поклоняться шайтану? Ведь он — ваш явный враг. [Не велел ли] поклоняться Мне? Это и есть прямой путь» (Ясин, 36/60,61).

По этому поводу Имам Бусайри в одной из своих работ говорит:

«Не вздумай следовать нафсу и шайтану. Они могут дать тебе очень хорошее наставление. Даже если будет казаться, что они призывают тебя к добру и благу, ты всё равно не меняй своего мнения о них».

Сердце человека всегда будет слышать нашёптывания. Знай, они могут быть и от ангела, и от шайтана. Если этот голос толкает к дурному (показывая, как добро), знай, что это от шайтана. Ты должен избегать и сторониться этого. Если же он призывает к благим деяниям, знай, что этот призыв идёт от ангела. Незамедлительно постараться сделать это деяние и поблагодарить за это Всевышнего Аллаха.

Благодарный человек — размышляющий, размышляющий — постоянно поминающий Аллаха. Поминающий Аллаха человек будет далёк от шайтана, близок к ангелам, приучит себя к добру и благу. Таким образом, освободится от грешников и пополнит свою копилку добрых деяний. В противном случае, другом тех, кто далёк от ангелов, станет шайтан. И тогда ему будет трудно освободиться от зависимости совершать грех.

Про покаяние

Человеческие грехи делятся на два типа, малые и большие. Степень наказания тоже зависит от самого греха. Большими грехами считаются следующие:

Приписывать сотоварищей Всевышнему Аллаху.
Идти против своих родителей.
Лжесвидетельствовать.
Убегать с поля боя.
Покушаться на честь другого человека.
Воровать…

Когда по причине какого-либо поступка наше сердце неспокойно и что-то гложет внутри, мы стыдимся, что об этом узнают другие в этом случае речь идёт о малых грехах. Их нужно сторониться. Потому что Посланник Всевышнего (саляллаху алейхи ва саллям), советуя нам избегать такого рода сомнительных вещей, говорил:

«Оставляйте сомнительное до тех пор, пока не избавитесь от него».

Нужно сторониться малого и большого числа грехов, малых и больших, скрытых и явных грехов. Подобно тому, как маленькие камешки, собираясь вместе образуют холмик, так и малые грехи, собравшись воедино образуют большой грех. Об этом говорит Посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) в своём хадисе:

«Проявляя настойчивость в совершении малых грехов, они не останутся как прежде малыми. И если от всей души и искренне просить прощение за большие грехи, то они не останутся большими, а будут прощены».

Однажды, когда Посланник Аллаха Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям), находясь вместе со сподвижниками в пустынной долине, где не было ни леса, никакого-либо дерева, попросил собрать дрова, сподвижники спросили:

«О, Посланник Аллаха, мы не видим здесь дров, что же нам собирать?».

Пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) ответил:

«Несмотря на размеры, подбирайте всё, даже самые маленькие ветки, и сложите их вот сюда».

Тогда сподвижники Пророка, собрав всё, что им встретилось на пути, принесли и собрали их в кучу. Таким образом, набралась не малая куча для костра. После этого Пророк (саляллаху алейхи ва саллям), показывая на собранную кучу мусора, сказал:

«И вот так же добро и зло похоже на эту кучу. Когда малое собирается, оно образует одно большое».

Некоторые грехи для раба могут казаться маленькими, но для Всевышнего могут быть большими. Человек не должен думать, что этот его грех мал, а должен думать о том, как будет отвечать за него перед Всевышним. Думая о Его величии, нужно стараться стать лучше.

Уважаемые единоверцы!

Грехи — это своего рода кирпичики стены, которая возводится между тобой и Всевышним Аллахом, когда эти кирпичики собираются воедино то, что считалось маленьким, образует большую и высокую гору, а если продолжать их делать, то они превращаются в неприступную стену. Также и грехи, накапливаясь, образуют неприступную стену между рабом и Аллахом. Покаяние же — это то, что способно растопить кирпичики этой стены.

Другими словами, грех — это некая одежда для верующего человека, которая приносит страдание и мучение его душе. Для грешника же грех подобен неудобной, тесной, неказистой, нелюбимой одежде, одевая которую он чувствует себя неуютно. Даже если этот совершённый им грех не был замечен другими, никто за него не стыдил, и он в итоге сумел обойти вердикт судьи, и избежал цепких лап правосудия, внутри у него всё время что-то будет мучить.

И поэтому, если грехи — это дающая мучение одежда, то покаяние это нечто такое, что даёт возможность снять эту одежду, то, что даёт наслаждение, это всё равно, что одеть одежду наслаждения и удовольствия.

Великий праведник Сухейх Хазрат так говорит о покаянии:

«Покаяние – это подмена отрицательных черт на положительные и полезные».

Есть ещё такие слова:

«Покаяние должно быть не только на словах, должно быть намерение полностью избавиться от дурных черт характера и никогда не возвращаться к ним снова». По этому поводу Посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов говорит: «Аннадаму таубатун» — «Покаяние это сильное сожаление, раскаяние».

Сердце того, кто оставляет покаяние, не делает его, со временем покрывается чёрными пятнами греха, которые пачкают сердце. Если пренебрегать этими пятнами, не выводить их покаянием, то они превратятся в толстый слой духовной грязи. Подобно тому, как стенки постоянно горящей лампы, которую не чистят, покрываются сажей, и она уже не даёт света, так и сердце грешника, почернев от грехов, не видит истины. В итоге оно становится подверженным злу и бедам, потому что грех притягивает беды.

Про покаяние

Беды, которые сваливаются на голову человека, случаются лишь по его вине. Множество пережитых трудностей — это всё результат поступков самого человека.

Всевышний Аллах говорит:

مَّا أَصَابَكَ مِنْ حَسَنَةٍ فَمِنَ اللّهِ وَمَا أَصَابَكَ مِن سَيِّئَةٍ فَمِن نَّفْسِكَ وَأَرْسَلْنَاكَ لِلنَّاسِ رَسُولاً وَكَفَى بِاللّهِ شَهِيداً

«Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого. Мы отправили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является Свидетелем». (Ниса, 4/79).

Один из учёных Ислама сказал:

Если ты почувствуешь тяжесть в душе, трудности жизни не будут давать тебе покоя, а прошлое будет для тебя тяжёлым грузом, знай, причина в том, что, забыв веления Всевышнего Аллаха, ты последовал за страстями своего нафса. Какой бы не была твоя беда, помни, что у неё есть причина, по которой все именно так и произошло, так постарайся же её исправить. Если по причине того, что в твоём сердце поселились непонятные тебе переживания и мучения ты почувствуешь отчаяние и бессилие, пойми, что твоё спасение в подчинении велениям Всевышнего. Немедленно приступай к исправлению своих ошибок.

Полноценные верующие так определяют своё состояние и со всей серьёзностью относятся к этому вопросу, что свои грехи представляют, как огромную и могучую гору, у подножия которой они стоят и которая вот-вот обрушится на них. И будут находиться в страхе и покаянии. Те, кто слаб в поклонении, будут видеть свои грехи очень маленькими и безобидными, словно маленькая мошка, которая прилетела к их носу и тут же улетела, какое же это большое заблуждение. Кто знает, насколько будет страшным их конец».

Так же, как у болезней нашего тела есть причины, так же есть причины заболеваний нашего сердца и души, и это легкомысленное отношение к запретам Всевышнего и Его Посланника. Что бы излечиться от этой болезни необходимо оставить все недостатки, и большие, и малые.

До этого мы говорили, что человек не может быть идеальным и безгрешным. И вместе с этим, знать свой грех и не отрицать его тоже является одним из достоинств. Это в какой-то степени будет считаться покаянием, а значит, будет способствовать подготовке человека к последующей жизни. Человек, который при жизни не готовится к следующей жизни, не даёт себе отчёт о происходящем, в последующем рискует оказаться в положении очень сильного раскаяния. Это раскаяние уже не даст ни какой пользы, но это есть истинное покаяние.

Как известно, раскаяние бывает четырех видов:

1. Каждодневное раскаяние. Такое раскаяние, которое даёт возможность после совершённой ошибки её исправить или же когда вред этого проступка длится не больше одного дня.

2. Годовое раскаяние. Избавиться от последствий сделанной ошибки можно лишь по истечении одного года. И даже если это раскаяние будет длиться целый год в конечном итоге оно пройдёт.

3. Пожизненное раскаяние. Этот вид покаяния не даст его обладателю покоя в течении всей жизни. Оно будет до последнего вдоха гложить сердце и душу этого человека. Но вместе со смертью это покаяние оставит его.

4. Вечное раскаяние. Пусть Всевышний Аллах сохранит нас всех от этого раскаяния. Это раскаяние такого человека, который никогда не испытывал сожаления, не каялся, смерть его настигла неожиданно, он не успел уверовать. У этого раскаяния нет восполнения, его невозможно исправить.

Пусть Всевышний сохранит нас от всех этих четырёх раскаяний, и как сказал Посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) в своём хадисе:

«Перед тем как вас приведут к ответу, сами себя судите», — и мы, следуя этим словам должны спешить просить прощение и совершать покаяние.

Спешить в выполнении пяти вещей значит быть хозяином своей жизни, эти пять вещей раскрывает нам Пророк (саляллаху алейхи ва саллям):

1. Должны спешить выдать замуж дочь.
2. Уважить путника.
3. Похоронить умершего.
4. Погасить долг.
5. Спешить в покаянии.

Так же «Спешите пока не прошло время намаза совершать намаз, пока не пришла смерть совершать покаяние», наставления Посланника Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям).

Поэтому, нет более естественного поступка для человека при жизни, чем совершение покаяния пока ещё есть шанс. Оставлять покаяние и прошение прощения на потом, говоря: «Сделаю это в будущем», — значит быть невеждой, это ни что иное, как согласиться на наказание и в итоге на духовную смерть.

Нужно всегда быть готовым к смерти, добиться довольства Всевышнего Аллаха, совершать благие поступки, знать, что не будет другой жизни, чтобы добиться довольства Аллаха, не забывать о том, что смерть может нас настигнуть именно в момент неверия.

Мы должны знать, что приготовления к последующей жизни ведутся в жизни этой. В момент нужды, в сию же минуту иметь на руках необходимую вещь порой невозможно даже в этой жизни, что же говорить о последующей жизни, в которой разменной монетой является благие дела и поступки. Разве их не нужно копить заранее и готовиться к этому?

Идя ночью по тёмной и не знакомой дороге, луч, который светит за нашей спиной, не поможет нам, потому что он должен быть впереди нас. Точно так же и в другой жизни путь должен освещать луч наших добрых поступков. Мусульманин, который приучил себя делать благие деяния, не должен оставлять это ремесло. Поэтому в первую очередь необходимо начать с покаяния. Первая ступень покаяния — это сожаление, сожаление о тех поступках, которые совершил.

Веление Всевышнего Аллаха верующим делать покаяние, есть Его милость. В одном из аятов на эту тему так говорится:

وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعاً أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«…О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете. (Нур, 24/31).

В этом аяте Всевышний Аллах даёт знать нам о том, что для всех мусульман совершение покаяния, признав свои грехи, является обязательным.

Подобно тому, что веление совершать покаяние носит общий характер, так же оно требует безотлагательности. В этом случае не подчиняться приказам Всевышнего, совершив проступок оставлять покаяние или же откладывать его само по себе считается грехом. По этому поводу Посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Просите у Господа вашего прощения ваших грехов (совершайте покаяние). Потому что, я тоже каждый день сто раз прошу прощения у Аллаха».

Для верующих в покаянии есть огромная польза. В одном из хадисов так сказано:

«Нет такого поклонения, от которого был бы доволен Аллах больше чем покаяние». Да Всевышний Аллах повелевает просить прощение всем и верующим и не верующим. Желает, чтобы надеясь на его прощение верили в Его милосердие. Потому что, Прощающий и Милостивый Всевышний Аллах в одном из аятов говорит:

إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْماً عَظِيماً

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (Ниса, 4/48).

Про покаяние

В другом аяте говорится:

إِنَّ اللّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ وَمَن يُشْرِكْ بِاللّهِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً بَعِيداً

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение». (Ниса, 4/116).

Великий исламский мыслитель Мауляна Джалялюддин Руми очень красиво сказал:

«Приди, снова приди. Даже если ты уже в сотый раз не сдержал своего слова, всё равно приди… Даже если уйдя в неверие поклонялся идолам всё равно приди. Потому что в нашей вере нет отчаяния (безвыходности).

В одном из хадисов Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Не потерявший надежду на милость Всевышнего преступник, ближе к Аллаху, чем потерявший надежду на Его милость поклоняющийся».

Как вывод можем сказать, что покаяние – это обещание больше не делать греха. И хранить этот договор с условием больше к нему не возвращаться. Пусть Всевышний Аллах сохранит нас от совершения малых и больших грехов.

Всевышний Аллах тот, который прощает нас всех. Пусть Он введёт нас в число тех, кто заслуживает Его прощения и милость. Аминь.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин