Главная  →  Статьи  →  НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

Всевышний Аллах в Благородном Куръане говорит: «И, поистине, ты обладаешь совершенным нравом» (Куръан, 68/4).

Основной, которая превозносит человека, а также помогает ему достичь совершенства и отличает его от других существ, созданных Всевышним Аллахом, является ахляк (мораль). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) считал, что ахляк, это – не приобретённое качество, а то, что должно быть в основе природы человека. В одном хадисе сообщается: «Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав».

Одним из основных принципов, на который ислам обращает особое внимание, является ахляк и адаб. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во многих своих изречениях указывает на это. Этот хадис является тому примером: «Совершенна вера того верующего, у кого наилучший нрав. Лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене» (ат-Тирмизи, Ибн Хаббана). Хорошее воспитание и благородный нрав у мусульман, всегда был в распространении ислама самым лучшим методом. Например, такие современные страны как Малайзия, Индонезия, Бруней приняли ислам смотря на добрый нрав, справедливость и честность арабских мореплавателей и торговцев. Важность нравственности мусульман в истории, послужила причиной принятия отдельных личностей и целых народов ислама.

В исламе, хороший нрав достигается воспитанием себя посредством старания и усердия. Не зря, Руми говорил, что главное отличие человека от животного это воспитание и мораль. Чтобы достичь этой цели, необходимо пройти через определённые этапы. В нашей религии в вопросе халяля и харама всё мудро установлено, так во всём запретном и разрешённом есть глубокая мудрость, заложенная Всевышним Аллахом. Воспитание же является одним из основных аспектов, который нужно выполнять согласно религии. По этой причине в Благородном Куръане сказано: «О, те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено» (Куръан, 66/6).

Исмаил Хаккы Бурсави в своем знаменитом тафсире Рух аль-Баян так растолковывает данный аят: «Поистине семья (ахль), это любимые люди, которые душою связаны с человеком. Связанные с человеком люди, будут с ним вместе и в мире этом и в мире вечном. По этой причине, как необходимо человеку защищаться от огня, также необходимо защищать от огня и свою семью. Так же по причине того, что родственники и друзья будут воскрешены вместе с человеком, необходимо по возможности, защитить и их от огня. Так как человек будет воскрешён с теми, кого он любит».

Также ибн Аббас (радыяллаху ‘анху) истолковывал этот аят Куръана следующим образом: «Повинуйтесь Всевышнему Аллаху. Остерегайтесь запретного. Призывайте своих детей уходить от запретного и выполнять повеление Всевышнего Аллаха. Так как это является защитой вашего чадо от огня» (Хидаят аль-Муршидин).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном своём изречении говорит: «Каждый из вас пастух, и ответственен он за тех, кого пасёт. Амир является пастухом над людьми, и он несёт ответственность за своё стадо. Мужчина является пастухом над своей семьёй, и он будет спрошен за неё. Женщина же ответственна за имущество (дом) мужа и за его детей. Невольник ответственен за имущество своего хозяина. Будьте внимательны! Каждый из вас пастух и каждый из вас будет спрошен за своё стадо» (Муслим).

Человек, не обращающий никакого внимания на воспитание своего ребёнка, является тем, кто собственноручно бросает своё чадо в огонь Ада. Наказание же от этого упущения будет страдание его самого, и его ребёнка. Также пострадает то общество, которое его окружает.

Мавляна Джаляляддин Руми в своей книге Маснави пишет: «Обучать человека знаниям без морали, то же самое, что вручить в руки злодея оружие». Единственная основа морали это — религия. Искать мораль в человеке, не имеющего никакого отношения к религии является насмешкой, а конец его будет обязательно печальным.

Рано или поздно все человечество поймёт, что переданные Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) нравственные ориентиры являются самыми лучшими и достойными. Не обращать внимания в образовании на религиозно-этические устои, является противоречием, движением против природы человека. Ведь Всевышний Аллах создал человека нуждающимся в поклонении. По этой причине, невозможно представить себе воспитание ребёнка вне религии. Каждый ребёнок рождается с иманом (верой), и поэтому лучшая система воспитания, это религиозная. Именно потому, что это система является установленной Всевышним Аллахом, она не утратила своей основы и не утратит никогда. Ислам будет существовать до конца времён, а вместе и ним и его система воспитания.

Пусть Всевышний Аллах простит нам наши грехи и одарит нас возможностью следовать ахляку и адабу лучшего из людей, венцу рода человеческого, любимцу Всевышнего Аллаха – пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Амин.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат САМИГУЛЛИН