Главная  →  Статьи  →  НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ НАМАЗУ — ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ
НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ НАМАЗУ — ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ

С Именем Аллаха Милостивого, Милующего… Хвала Всевышнему Аллаху… Мир и благословение Его Посланнику Мухаммаду…

Детям примерно с семи лет необходимо начинать совершать намаз. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

مروا اولادكم بالصلاة و هم ابناء سبع سنين

«Приказывайте детям совершать намаз, когда они достигнут семи лет».

Значит, так же, как и сам мусульманин совершает пятикратные намазы, так с семи лет он должен обучить намазу своих детей. Ведь если в этом возрасте ребенок привыкнет к намазу, то к возрасту, когда намаз станет для него обязательным, он будет продолжать совершать намаз осознанно и правильно. Научить детей намазу является одной из основных обязанностей родителей.

Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَاْمُرْ اَهْلَكَ بِالصَّلٰوةِ وَاصْطَبِرْ عَلَيْهَا

«Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его…».

После того, как был ниспослан этот аят, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в течении шести месяцев лично приходил и поднимал на утренний намаз свою дочь Фатыму (радыяллаху анха). По той причине, что Фатыма (радыяллаху анха) была замужем за Достопочтенным ‘Али (радыяллаху ‘анху) Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) не заходя в их дом, кричал: «Ас-салях, ас-салях», что значит: «Намаз, намаз». Таким образом, он поступал в течение шести месяцев.

Из этого примера мы понимаем, насколько важен намаз. Ведь разве могут Али (радыяллаху ‘анху) и Фатима (радыяллаху ‘анха) пропустить свой намаз? Конечно же, нет. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) своим примером обучал свою умму. На этом примере мы узнаем об обязанности отцов по обучению своих детей.

Посмотрите, каким образом ‘Али (радыяллаху ‘анху) совершал свой намаз.

Известный случай, когда во время одной из битв в ногу ‘Али (радыяллаху ‘анху) попала стрела. Наконечник стрелы вошел в кость. Поэтому наконечник не могли вытащить. Привели хирурга. Когда он увидел проблему, он сказал ‘Али (радыяллаху ‘анху):

«Чтобы не чувствовать боль нужно принять какое-нибудь лекарство для помутнения рассудка, только в этом случае сможем достать наконечник. Иначе вы не сможете вытерпеть боль».

На это Али (радыяллаху ‘анху) ответил:

«Не нужно никаких лекарств. Немного подождите, сейчас наступит время намаза. Когда я начну совершать намаз, вытаскивайте стрелу».

Когда наступило время намаза и ‘Али (радыяллаху ‘анху) приступил к нему, хирург приступил к операции и вытащил наконечник стрелы из ноги. После завершения намаза Али (радыяллаху ‘анху) спросил врача:

«Ты уже вытащил наконечник?»

Доктор ответил, что да, уже вытащил. Тогда ‘Али (радыяллаху ‘анху) сказал:

«Я ничего не заметил».

О Аллах! Дай и нам читать намаз именно в таком состоянии. Намаз – это беседа с самим Аллахом. Когда мусульманин начинает намаз, он предстает перед Аллахом.

А теперь рассмотрим еще один удивительный случай, произошедший с другим великим сподвижником – ‘Умаром ибн аль-Хаттабом (радыяллаху ‘анху). Достопочтенный ‘Умар (радыяллаху ‘анху) всегда уходил в мечеть на намаз пораньше. Однажды, когда он так шел, он увидел, как маленький мальчик спеша бежит в мечеть. ‘Умар (радыяллаху ‘анху) спросил ребенка:

«Сынок, что случилось, почему ты так спешишь?»

Ребенок ответил:

«Я спешу на намаз. Ведь приблизилось время намаза, а я еще не совершил омовение. Я хочу успеть до азана».

На это ‘Умар (радыяллаху ‘анху) сказал:

«Но ведь ты еще маленький и намаз не стал для тебя обязательным».

Тогда ребенок ответил:

«Разве в таких делах есть разница между большим и маленьким, вчера умер ребенок, который был еще меньше меня».

Эта короткая история должна стать для нас большим примером. Маленький мусульманин, которому намаз еще не стал обязательным, спешил на намаз. Взрослый мусульманин тем более не должен пропускать свои намазы. Он не должен успокаивать себя словами, как например: «Потом почитаю, завтра почитаю». Некоторые успокаивают себя такими словами: «Сейчас я еще молодой, как постарею, буду на пенсии, так и начну совершать намаз. Вот наступит мне пятьдесят, шестьдесят лет тогда и приступлю к намазу». Как же ошибочны их слова! Ведь человек не знает, сколько он проживет, день, год, а может и сто лет. У него ведь не подписан контракт на определенное количество лет жизни.

Не надо оставлять совершение намаза. Если есть пропущенные намазы, то обязательно восполняйте их.

Пусть Всевышний Аллах простит нам наши грехи. Амин.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин