Главная  →  Статьи  →  КАК СОВЕРШАЕТСЯ ХАДЖ?
КАК СОВЕРШАЕТСЯ ХАДЖ?

Изге Мәккә хаҗ

Человек, намерившийся совершить хадж, прежде всего, должен обеспечить себе заработок-халяль. При наличии долгов, их необходимо вернуть, так же необходимо попросить прощения у своих знакомых за возможные обиды, постараться возместить долги по поклонениям и покаяться в совершенных грехах, таким образом подготовив себя к этому путешествию как материально, так и духовно.

Месяцами хаджа являются Шауваль, Зулька‘да и первые десять дней месяца Зульхиджа, то есть в течение этого времени (в течение 70-ти дней) человек может войти в ихрам. Достигнув миката (границ заповедной территории), то есть места вхождения в ихрам, прежде всего, следует совершить полное омовение.

Так как, войдя в ихрам, человек не сможет стричь ногти или волосы. Мужчины не смогут одевать сшитую одежду и обувь, использовать благовония и мыло, покрывать голову, охотиться, срезать или срывать траву или растения, вступать в интимную связь. Так же нельзя ни с кем спорить или ругаться и причинять кому-либо неудобства.

Следует совершить полное и малое омовение. Мужчины одевают изар (кусок ткани, закрывающий нижнюю часть тела) и рида (кусок ткани, закрывающий верхнюю часть тела). Наилучшим ихрамом является ихрам белого цвета (женщины не снимают своей одежды, оставляя открытыми только лица). Прежде чем пересечь границу миката, следует совершить два рака‘ата ихрам-намаза, и, сделав намерение на совершение хаджа, человек входит в ихрам.

Намерение: «Я намерился совершить ифрат/тамат- ту‘/кыран хадж ради Всевышнего Аллаха. О, Аллах! Облегчи это для меня, и прими это от меня». После этого следует как можно больше произносить вслух тальбию (женщины произносят тальбию про себя).

Тальбия: «Ляббай-кя, Аллахумма, ляббайкя, ляббайкя ля шарикя лякя, ляббайкя; инна-ль-хамда, ван-ни’мата лякя валь мулька, ля шарикя лякя».

После этого паломник входит на территорию харама и Мекки. Первым делом после этого является совершение кудум-тавафа (таваф прибытия).

Совершение тавафа: Паломнику следует встать на уровень Черного камня и сделать истилям (поприветствовать его поднятием руки, произнеся «Бисмиллях Аллаху Акбар»). После этого начинается совершение тавафа против часовой стрелки. Один таваф состоит из семи кругов. При каждом проходе мимо Черного камня делается истилям. С прохождением седьмого круга таваф завершается.

После этого совершается два рака‘ата таваф-намаза. При совершении тавафа, правое плечо остается открытым, при выполнении первых трех кругов тавафа совершается рамль (легкое ускорение), а остальные круги следует совершать неторопливо и степенно, с чувством достоинства.

Попив воду Зам-зам, и побрызгав ее на себя, паломник направляется к холму ас-Сафа и приступает к совершению са‘йа (семикратного бега), заканчивая его на холме Марва. Закончив са‘й, человек остается и ждет в Мекке в состоянии ихрама. Он может совершать сколько угодно нафль-намазов и нафль-таваф.

В день тарвия, то есть в 8 день месяца Зульхиджа (за один день до дня ‘Арафа) после утреннего намаза паломники отправляются в долину Мина, и до утреннего намаза дня ‘Арафа остаются там, после чего отправляются на ‘Арафат. И начиная с полудня и до вечера, они находятся здесь, как минимум, одно мгновение, так как это является фардом. При стоянии на ‘Арафате паломники во время полуденного намаза совершают также и послеполуденный намаза, объединив их вместе, это называется «джам‘у-такдим».

После захода солнца, паломники отправляются в Муздалифу. Ночь они проводят в долине Муздалифа, совмещая вечерний намаз с ночным и совершив оба намаза во время ночного намаза, это называется «джам‘у-таъхир». Здесь же паломники собирают семь (или 70, чтобы хватило на все дни джамарата) небольших камней.

В 10 день месяца Зульхиджа (то есть в день праздника Курбан-байрам) паломники рано совершают утренний намаз, затем пребывают очень короткое время в Муздалифе (в местечке Маш‘ариль-Харам) и до восхода солнца отправляются в Мину. В этот день паломник бросает семь камней в большой столб (шайтана), после чего (если он не совершает хадж-ифрат) совершает жертвоприношение и выходит из ихрама, побрив волосы. После этого, паломник может совершать все то, что было запрещено для него в ихраме, за исключением интимной близости.

Затем паломник отправляется к Ка‘абе и совершает таваф-ифада (первые четыре круга этого тавафа являются фардом, это таваф совершается в течение трех дней, оставление совершения этого тавафа на срок более трех дней считается тахриман-макрухом).

После этого для паломника становятся разрешенными и интимные отношения. Затем паломник возвращается в Мину и проводит там ночь. Во второй день праздника паломник бросает в каждый из трех столбов по семь камней, начиная с самого маленького столба (маленький столб это тот, который находится ближе всего к мечети Хайфа, а большой это тот, который ближе всего находится к Мекке).

В третий день праздника повторяется бросание камней в шайтана (точно так же бросается 21 камень).

В четвертый день если паломник захочет, то может повторить бросание камней (это будет называть нафру-ахир) или может не повторять (в этом случае это будет называться нафру-ауваль). Затем в соответствие с сунной паломник возвращается в Мекку в местечко Мухасаб, после этого совершает прощальный таваф (являющийся ваджибом для тех, кто не живет в Мекке) и на этом совершение хаджа заканчивается.

Все, что мы рассказали выше, является описанием хаджа-ифрат.

При совершении хаджа-таматту‘, паломник, прибыв в Мекку, сразу же совершает ‘умру и выходит из ихрама. Затем, дождавшись времени наступления хаджа, он снова входит в ихрам и совершает все то же самое, что было описано выше. Единственным отличием является то, что в этом случае паломник совершает са‘й (бег между холмами) после тавафа-ифада или после другого нафль-тавафа.

При совершении хаджа-кыран паломник по прибытии в Мекку сразу же совершает ‘умру, после чего не выходит из ихрама, дожидаясь наступления времени хаджа, и совершает все то же самое, что было описано выше.

В одном из хадисов говорится: «Вознаграждением за безупречно совершенный хадж, является Рай».
Муфтий Татарстана Камил хазрат Самигуллин