Главная  →  Новости  →  21 мая — День официального принятия ислама Волжской Булгарией
21 мая — День официального принятия ислама Волжской Булгарией

21 мая наша республика празднует День официального принятия Ислама Волжской Булгарией, которое состоялось в 922 году. Мы являемся продолжателями тех традиций и того пути, который выбрали для нас предки, стараясь донести до следующих поколений то огромное духовное и богословское наследие, которое они нам оставили.
В этом году 14 июня состоится “Болгар Жыены”. Каждый год тысячи мусульман собираются в благословенном Булгаре, дабы почтить память наших предков, сделать за них дуа и посетить святые места. Наш народ относится с глубоким уважением к своей истории, ведь с каждым годом количество посетителей Булгаров становится все больше. Однако среди нас немало тех, кто до сих пор не до конца понимает смысл “Болгар жыены”.
“Посещение священного Булгара ежегодно в определенный день с шариатской точки зрения имеет твердое обоснование, поскольку в двух Сахихах приводится: «Когда Пророк прибыл в Медину, то обнаружил, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил о причинах поста. Они ответили, что это день, в который Аллах потопил фараона и спас Мусу, и что они проводят его в посте в благодарность Всевышнему. Пророк сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы». Из этого можно извлечь, что и нам следует благодарить Аллаха Тааля за блага и спасение от беды в определённый день, повторяя это каждый год. А какая милость для нашего народа может быть больше, нежели принятие Ислама? Ведь после этого счастливого дня многие поколения татар обрели спасение и мы посредством этого дня находимся на истинном пути. Итак, отмечание принятия Ислама нашими предками полностью соответствует установкам Пророка (саляллаху алейхи васаллям), его подходу и отношению к милостям Бога, это просто форма нашей благодарности.
Булгар посещали всегда и наши высокоученые предки. Так, в «Мустафад» Ш. Марджани в разделе о третьем имаме мечети Марджани Ибрахиме Худжаше приводит его записи о совершении им посещения Булгара: «В 1235 г. (1819 г.) я отправился в Булгар, для того чтобы посетить могилы тамошних праведников, да примет Аллах мои деяния. Амин. Амин. В Булгаре есть два больших минарета, один из них рядом с соборной мечетью, в этом минарете 73 ступеньки, восточнее его стоит второй минарет, в нем 42 ступеньки, на этот минарет я поднялся лично».
Также в этой книге Шихабутдин хазрат Марджани уже пишет о себе: «В 1287 (1870) я вместе со всей своей семьей повторно посетил Булгар и, находясь на минарете, сочинил следующие стоки: «Как будто на этот минарет никто не поднимался, как будто с него не произносили призыв и не поминали Аллаха. Как будто в Булгаре никогда не жили единобожники и не ходили они по его улицам. Нет, все это было, однако время стерло следы былого своими событиями. Да будет мир прекрасному Булгару, которые навевают грусть на странника».
А ведь Марджани посещал Булгар, когда здесь располагался монастырь! А сегодня, когда здесь создана мусульманская среда, кучка невежд пытается воспрепятствовать этому богоугодному зиярату.
В нынешнюю эпоху торжества науки и технологий, когда мы окружены копиями и адаптированными к нашим потребностям вещами, неизмеримо возрастает ценность подлинных реликвий. Уверенность в том, что к старинным стенам, колоннам Булгарской мечети прикасались руки наших святых предков, наших ханов, что перед и около этой колонны творился намаз Всевышнему, наполняет наши души особенным переживанием. Вот почему многие с трепетом прикасаются к этой колонне. Это происходит от осознания того, что именно мы являемся наследниками их высокой культуры, что мы теперь ответственны за это наследие. В этих вещах сосредоточена наша память, это овеществленный труд наших предков…
Памятные места и населённые пункты, в которых находятся дорогие всем могилы есть в каждой стране и у каждого народа. Например, могилы шахидов битв при Бадре и при горе Ухуд или Сребреница в Боснии-Герцеговине, Освенцим и др. В этих местах собираются на поминовение многие люди и это естественно, в этом нет никакого ширка. Ведь в этих местах происходит исключительно поклонение Аллаху. Ширком можно заниматься в любом месте, даже в Мекке. Нельзя говорить, что посещение каких-либо населенных пунктов является ширком — это невежество. Если кто-либо поклоняется у Каабы самой Каабе, а не Аллаху или молится полумесяцу в любой мечети — совершает ширк. Таким же образом вполне возможно и нужно поклоняться Аллаху в любом месте Земли, так как вся она по милости Бога сделана мечетью и не может быть в этом исключений…
Словарный смысл слова «зиярат» — а) посещение, визит; б) посещение могилы угодника, посещение больного; в) совершать паломничество куда-либо.
Зиярат разделяется на три категории:
1. Посещение живых. Посещение живых родственников, ученых, праведников, друзей — наша социальная обязанность, проявление уважения, любви.
2. Посещение каких-либо мест. Это посещение святых и благословенных мест. Благословенными местами называются Запретная мечеть в Мекке, мечеть Пророка (саляллаху алейхи васаллям) в Медине, мечеть аль-Акса в Палестине, а также все те благословенные места, которые напоминают людям об их предках, событиях произошедших с ними, об истории. Конечно, кто-то может возразить, мол, нет святых мест кроме трех. Но в соответствии с Кораном их оказывается гораздо больше.
Ведь, например, в Коране говорится: «Воистину, Я — твой Господь (О Муса). Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува». (20:12)
Посмотрите, Господь приказывает Мусе, мир ему, снять обувь из-за того, что он находится в священной долине, иными словами на святой земле. Ясно видно, что Господь повелевает снять обувь, а ведь это местность, не связанная с указанными тремя.
Такому пониманию хадису является доказательством регулярное посещение Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) мечети Куба, а также горы Ухуд. Очевидно, что благословенных мест гораздо более, чем три.
3. Посещение усопших. Посещение усопших является благим и полезным делом. Сам Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) побуждал нас к этому: «Я вам ранее запрещал посещать кладбища, но теперь вы посещайте их». (от Бурайды р.г.). У Тирмизи добавляется: «Поистине, они напомнят вам об Ахирате».
(Отрывок из статьи Валиулла хазрат Якупова «Шариатская корректность посещения Булгара»)